Самосознание личности

Самосознание личностиЧтобы полно изучить личность, нужно исследовать не только такие психические свойства, как ее характер, темперамент, мотивы, способности, но и ее самосознание. За всю историю существования отечественной психологии самосознание было самым главным в изучении личности. С развитием гуманистической психологии стала активно разрабатываться проблема самосознания.

Главным условием существования личности является его самосознание. Если его нет, то и нет личности. Самосознание дает личности осознавать не только окружающую ее действительность, но и себя, строя отношения с окружающими.

В процесс становления личности включено становление самосознания. Чтобы понять структуру самосознания, нужно проследить сам процесс развития личности, начиная с младенчества.

Развитие самосознания достигает своей цели тогда, когда личность осознает свое «Я», отделит себя от других людей. Когда это наступит, то можно судить, что личность стала самостоятельной и независимой.

Две составляющие личности – это его самосознание и оценка. Под самосознанием понимают количество представлений о себе, которые выражаются в «Я – концепции». Самооценка – это оценка своих представлений о себе.

Механизмы самосознания

Первый механизм – это осознание своих психических явлений.

В первые года жизни ребенок уже способен отделять себя от остального мира зрительными образами. Эта способность в процессе развития ребенка составляет возможность осознания своих психических процессов, состояний, качеств и свойств.

В.В. Столин говорил, что основа самосознания – это расщепляемость. Под расщепляемостью понимают способность человека выделить из среды то, что он сейчас воспринимает. Это позволяет человеку отделить себя от мира.

Когда личность выделила себя из окружающей среды, она взаимодействует с этой средой и людьми, как-то проявляет себя.

Основными механизмами формирования самосознания личности являются дифференциация и феномены субъективного уподобления.

Этапы развития самосознания, его структура и функции

Развитие самосознания идет параллельно психическому развитию ребенка – формирование его личностной и интеллектуальной сфер, которые формируются от рождения до подросткового периода.

Самый первый этап – формирование схемы тела у малыша – взаимное положение в пространстве частей тела. Формирование образа зависит от информации о положении частей тела и его самого в пространстве. Схема тела может выходить за физическое тело и включает предметы, которые находятся в прикосновении с ним. Затем у ребенка за счет ощущений создается впечатление комфорта или дискомфорта, называемое самочувствием организма.

Следующий этап формирования самосознания – это начало ходьбы. Передвижение ребенка повышает его относительную автономность по отношению к другим людям.

После этапа начала ходьбы идет этап формирования полоролевой идентичности, т.е. отнесение себя к полу.

Важным этапом формирования самосознания является момент, когда ребенок начал говорить, т.е. овладение речью. С этого момента отношения между ребенком и взрослыми претерпевают изменения. С помощью речи ребенок может направить действия взрослых по своему усмотрению, т.е. из субъекта воздействия окружающих он переходит в субъект воздействия на них.

О структуре самосознания

Структура самосознания состоит из «Реального Я», которое содержит количество представлений о себе в настоящем, «Идеальное Я», т.е. каким бы хотел быть, «Прошлое Я», т.е. количество представлений о своем прошлом «Я», «Будущее Я», т.е. количество представлений о себе в будущем.